вторник, 9 марта 2010 г.

Психoлoг в лицее: роль, цели и задачи, направления деятельности. Психологические аспекты образования. Часть 4.

Психологи лицея И. Гроссу и Т. Ляхова три года назад подготовили педагогический совет по теме: “Эмоциональный аспект урока – резерв повышения эффективности учебно – воспитательного процесса» (2005 – 2006 учебный год) по примерному плану:
1. Эмоциональные компетенции учителя и влияние на учебно-воспитательный процесс.
2. Физиология эмоций.
3. Результаты исследований учащихся на эмоциональное состояние во время учебных занятий и оценка профессионализма учителя через эмоцеиональное состояние ученика. 4. Разработка предложений по снятию эмоциональных напряжений учащихся во время учебных занятий.
5. Разрешение ситуации, связанной с эмоциональным напряжением в ходе учебного процесса.
На обсуждение данной темы на педагогическом совете нас натолкнули постоянные проблемы, возникающие между некоторыми коллегами и их учащимися. Кроме того, мы были серьёзно озабочены поиском путей повышения качества в обучении. И нам показалось, что ключ к решению данной проблемы – эмоции участников процесса.
Eсли человек - человек, а не «человекообразное» (Теффи). то личность его сложна, многослойна. И, как нам кажется, эмоциональная сфера играет очень важную роль в становлении человека, в утверждении его в том или ином статусе, наконец, в его успешности. Американские исследователи ввели такое понятие, как, «эмоциональный интеллект». Как показывают их исследования «эмоциональный интеллект» столь же важен для человека, как и "обычный" интеллект.
Как считают некоторые исследователи - психологи, эмоциональный интеллект - это способность человека осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить взаимодействие друг с другом. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе не может являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Эти компетенции называют эмоциональными, которые в последствии складываются в эмоциональную компетентность. Эмоциональная компетентность человека связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Для формирования и развития у человека конкретных компетенций, связанных с эмоциями, он должен обладать определенным уровенем эмоционального интеллекта. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций человека необходим для прогноза успешности в работе.
В двадцатом веке прогнозы относительно успешности человека в жизни делались по его "обычному" интеллекту, IQ. Но, как показывают различные исследования, IQ влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Кроме того, IQ, как показатель развития человека, не является однозначным, т.к. он зависит от душевного, физического и психологического состояния человека в данный момент.
Исследователи утверждают, что определенный уровень IQ нужен для того, чтобы попасть в менеджеры (поступление в университет). А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Лидеры отличаются от средних менеджеров тем, что у них незаурядные способности, связанные с пониманием эмоций и их управлением. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: "IQ gets you hired, but EQ gets you promoted" (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ - делаете карьеру).
В педагогической деятельности, больше чем в какой – либо другой, уровень сформированности эмоциональных компетенций влияет на результаты. Да и понятно почему: учитель и ученик одновременно являются субъектами одного и тогоже образовательного процесса. Перед учителем стоит сложная задача: создать психологический комфорт на уроке, мотивировать ученика на деятельность и при этом ненавязчиво влиять на формирование эмоциональных компетенций ученика, а также управлять собственными эмоциями. За 100 лет до нашей эры прозвучало высказывание: "Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами".
Основная задача образования – сформировать способность к «дальнему переносу (far transfer), т.е. способность ученика без страха применять уже когда-то усвоенные знание, умения и навыки для ответственного разрешения проблемы. Как учить так, чтобы на выходе получить компетентного человека, обладающей этой способностью. Каким должно быть обучение, чтобы успешно решать эту задачу? Как пишут Bowden и Marton: "Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях".
Что же понимать под компетенцией? Компетенция - это способность управлять ситуацией (даже непредвиденной) (Keen, 1992). Компетенция - это структура, слагаемая из различных частей, как пальцы на руке (то есть, навыки, знания, опыт, контакты, ценности - это пальцы, координация всех этих элементов - это ладонь, и, наконец, контроль над всей системой, символизируемый нервной системой, управляющей рукой в целом) (Keen, 1992)
Знания, умения, навыки и отношение являются ее составляющими. А следовательно, не усвоив определенные основы наук и не имея опыта использования полученных знаний, вряд ли можно быть мало – мальски успешным.
Важная сторона личности человека – это его отношение ко всему, с чем ему приходится соприкасаться: это и нравственный опыт, и окружающая действительность, и социум или среда обитания как физическая, так и социальная, и это, вне сомнения, те знания, которые он получает в процессе образования. Думается, неслучайно в таксономии Блума последний уровень целей – это отношение. Но современному выпускнику для успешности этого уже недостаточно. Следующий уровень повышения качества образования определяется уровнем сформированности компетенций. Итак, компетентность - это как минимум эффективное действие.
Важно вывести ученика на этот более высокий уровень образования. Но как в любом деле, при этом важное значение играет мотивация. Слово "мотив" происходит от латинского слова motere (движение, двигаться). От него же происходит и слово "эмоция". И мотив, и эмоция - это то, что заставляет нас двигаться в ту или иную сторону, делать или не делать что-то, внося в свою жизнь и жизнь других людей те или иные изменения.
Жизненный опыт показывает, что результат любых изменений в деятельности/обыденной жизни в значительной степени зависит от того, какие эмоции испытывают люди в процессе проведения изменений и того, насколько руководитель и администрация способны управлять этими эмоциями. Так же как результат обучения зависит от эмоционального состояния учащихся и учителей.
Самая распространенная эмоция при изменениях – это страх. При любом изменении страх гораздо сильнее, чем виден на внешнем уровне и проявляется он разными способами. Он достаточно силен и способен затормозить любое начинание и даже собственное развитие. Чаще всего страх скрывается за внешне проявляемой агрессией, особенно, если у руководителя/учителя самого не достаточно развиты эмоциональные компетенции.
Нет эмоци, которые оказывали бы на человека только отрицательное влияние. Каждому человеку, работающему с людьми, учителю, руководителю и пр., важно понимать, какая эмоция является мотивирующей, т.к. мотивация один из мощных факторов достижения успеха. Чаще всего говорят, что мотивирующими являются "радость", "энтузиазм". На самом деле, чистая радость как удовлетворение всех потребностей, не мотивирует - зачем человеку еще что-то делать, если он и так всем доволен? А вот в энтузиазме есть и радость, есть и немного здоровой злости, которая добавляет энергии для действия.
Важно также и понимать, каким образом эмоции влияют на эффективность нашей деятельности.
Казалось бы, в состоянии печали человек едва ли способен быть эффективным. Действительно, эмоция печали подавляет физическую активность. Но в то же время она усиливает аналитические способности. Человек, в таком состоянии лучше выполняет аналитическую работу.
Состояние радости вдохновляет на открытие чего-либо нового, поиск новых путей решения задачи - в общем, способствует творческой деятельности.
Понимая, в каком состоянии находится ученик, учитель может более грамотно распределять задания между учащимися.
Если руководитель понимает состояние подчиненных и учитывает это при распределении обязанностей, поручений выполнить какое-то конкретное дело, то им будет легче справляться с поставленной задачей, и они будут получать большее удовольствие от работы, что положительно повлияет на их внутреннюю мотивацию.
Следовательно, образованный человек – это человек, у которого сформированы и постоянно развиваются эмоциональные компетенции, которые включают в себя систему качеств:
• понимание своих эмоций;
• умение контролировать свои эмоции;
• самомотивация;
• правильное «прочитывание», распознавание эмоций других людей(эмпатия);
• умение строить отношения с окружающими.
С какими учителями дети предпочитают сотрудничать — скорее всего с теми, кто излучает оптимизм, доброту и сочуствие.
Успешные лидеры также прежде всего излучают оптимизм. Во многом именно поэтому лидеры с высоким эмоциональным интеллектом привлекают талантливых людей — одаренным специалистам приятно работать в таком соседстве. И наоборот, лидеры, которые несут в себе негативный заряд, — раздражительные, обидчивые, деспотичные и холодные — отталкивают людей. Исследования подтверждают это: оптимистичные, увлеченные лидеры легче удерживают свой персонал, нежели руководители, склонные к дурному расположению духа.
Исследования показывают, что у успешного человека должны быть высокоми уровень «обычного» интеллекта, уровень эмоционального интеллекта и уровень мотивации, т.е. успех зиждется на трх «китах»: «обычном» интеллекте,эмоциональном интеллекте и мотивации.
Они показывают, что без мотивации невозможно достижение поставленных целей в полном объеме. Можно это изобразить на диаграмме Вена как две частично пересекающиеся окружности (точнее, две перекрывающиеся окружности с нечеткими границами). Один круг представляет интеллектуальных людей, другой — людей, уверенных в себе, настойчивых и мотивированных. Большинство «успешных» людей вы найдете в той области, где две окружности перекрываются». Перекрываемая область будет тем больше, чем более высокого уровня у человека IQ и EQ, тем он будет более успешным
Итак, повышение качества образования возможно через компетентностное обучение, в процессе которого у учащихся формируются не только ключевые и специальные предметные компетенции, но и развиваются эмоциональные компетенции, на фоне которых процесс обучения становится более эффективным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий